Папа Римский Бенедикт XVI, посещая Польшу в конце мая 2006 года, подчеркивал, что рад побывать в стране, которая не испытывает недостатка в священниках и церкви которой всегда полны верующих. В Европе Польшу действительно рассматривают как "экспортера духовенства" и "остров" католицизма в море секуляризма.
По мнению самих поляков, религиозность «прививалась им с детства», являясь основой воспитания. Дети обучались религии в костеле и семье. Родители молились, и дети, едва научившиеся разговаривать, повторяли за ними молитвы. Знание религиозных обрядов было обязательно для всех членов польской семьи, поэтому дети попадали в костёл значительно раньше, чем в школу. Влияние религии отчётливо прослеживается во всех сферах жизни польского населения. Например, в интерьере жилья обязательно должно было присутствовать несколько икон, которые, в отличие от православной традиции, нельзя было вешать в угол. В польской традиционной культуре угол считался «проклятым местом, куда обычно ставили провинившихся детей в качестве самого серьёзного наказания». Для посещения костела надевали самую лучшую одежду. Традиционными для польского населения остались рождественские и пасхальные праздники.
"Является ли Польша страной религиозных людей? Ответы поляков на этот вопрос остаются однозначными и неизменными... 96% населения считают себя верующими, при этом подавляющее большинство называет себя католиками", - по данным социологических опросов, проводимых Центром исследования общественного мнения (Centrum Badania Opinii Spolecznej). Результаты последних соцопросов CBOS вовсе парадоксальны: верующими называют себя 95% опрошенных, а католиками - 96%.
63% заявляют, что следуют учению Церкви в повседневной жизни. Такого рода самоопределения позволили социологам из CBOS сделать следующий вывод: "Образ поляка-католика - не сугубо теоретический конструкт, католическая вера - конститутивная составляющая национальной идентичности граждан". Однако областью декларируемой принадлежности к той или иной религии или христианской конфессии анализ ментальности исчерпываться не может - существуют также повседневные реакции и поступки, поведенческие мотивировки, культурные стереотипы и так далее. Для социолога религиозность той или иной группы людей приобретает смысл в том случае, если она так или иначе определяет их социальное поведение.
Опрос, проведенный CBOS в мае 2006 года, дал следующие результаты: религиозными людьми назвали себя 69% респондентов, 17% заявили о равнодушном отношении к религии, 11% обозначили себя как "скорее нерелигиозных людей", 3% декларировали абсолютную нерелигиозность. "Верующий" еще не означает "религиозный". "Религиозность в понимании поляков в значительной степени отождествляется с участием в религиозных обрядах. О "религиозном равнодушии", в частности, заявляют люди, чье участие в обрядах можно назвать спонтанным и нерегулярным. Примечательно, что среди "равнодушных" есть и те, кто признает "особую значимость" обрядов крещения и похорон (87% и 89% опрошенных соответственно, что превышает 69% назвавших себя "религиозными" людьми).
Интересную статистику, результат многолетней работы, опубликовал в 2006 году Институт статистики Католической церкви (ИСКЦ): социологи института, в частности, начиная с 1979 года фиксировали число dominicantes (посещающих воскресные богослужения) и communicantes (причащающихся во время воскресных богослужений) в епархиях Католической церкви в Польше. Данные собирались в одно из воскресений октября или ноября; при этом в расчет брали то обстоятельство, что около 18% верующих в той или иной епархии - это дети до 7 лет, больные или пожилые люди, участие которых в воскресном богослужении не обязательно. Итоги 2005 года таковы: если опустить совершенно естественные региональные различия, о которых еще будет повод сказать ниже, то в среднем воскресные богослужения посещают 45% поляков, а причащаются по воскресеньям - 16,5%. То обстоятельство, что, согласно одному из последних исследований того же ИСКЦ, две трети (порядка 66%) поляков декларируют регулярное участие в воскресных богослужениях, лишний раз наглядно демонстрирует разницу между "декларативной" и "формальной" религиозностью.
Согласно данным соцопроса, проведенного CBOS в 2001 году, 21% респондентов, считающих себя "практикующими католиками", в то же время заявляют о "личном" характере своей веры и слабом влиянии на нее Церкви. Среди всех поляков, называющих себя верующими, таких 43%.
В то же время высокий уровень декларируемой религиозности поляков, зачастую не связанной с участием в религиозных обрядах, объясняется в частности, фаталистическим отношением поляков к жизни (уверенность поляков в том, что они влияют на ход жизненных событий, немецкие социологи оценивают как 6,1 по десятибалльной шкале; при среднеевропейском уровне 6,7 балла это один из самых низких показателей в Европе).
Качественные характеристики, которые дают поляки окружающему миру, зачастую содержат предикат "испорченности" или "греховности" (53-55% опрошенных). 53% поляков утверждают, что "ощущают близость Бога", однако подавляющее большинство (83%) не может сказать того же об Иисусе Христе или Деве Марии, что противоречит расхожим суждениям о распространенности "культа Богоматери" в Польше и указывает на то, что Церковь оказывает довольно слабое влияние на "оформление" религиозного опыта поляков. Каждый пятый поляк не верит в воскресение Иисуса, зато 32% верят в телепатию, 19,5% - в реинкарнацию.
Кроме того, для Польши характерен довольно высокий уровень антиклерикальных настроений: в социальной системе поляки отводят Церкви нишу, далекую от политики, рассматривая ее как религиозный институт sensu stricte, то есть дающий ответы на "конечные" вопросы. В середине 1990-х, по данным "Aufbruch", 85% поляков высказывались против того, чтобы Церковь "подсказывала" избирателям, за кого голосовать на выборах, а 81% считал недопустимым вмешательство Церкви в государственные дела. Эти цифры превращали Польшу из "бастиона католицизма" в "бастион антиклерикализма", выше были только показатели во Франции - 86% и 82% соответственно. Последние исследования, проведенные польскими социологами, рисуют несколько иную картину.
Так, ученые из OBOP по итогам проведенного в 2004 году опроса приходят к заключению, что 48% поляков считают вмешательство Церкви в политику "чрезмерным" (кстати, в 1996 году, по данным OBOP, такие суждения высказывали 59%), при этом 37% находят невозможным для государства руководствоваться в своей деятельности учением Католической церкви. "Иерархи Церкви должны воздерживаться от политических комментариев" - таков вердикт 77% поляков, опрошенных социологами Лаборатории общественных наук (Pracownia Badan Spolecznych, PBS) в 2006 году.
Стабильно негативное (при расхождении данных немецких и польских социологов) отношение поляков к участию Церкви в политической жизни де-факто является реакцией на частые проявления ее политической ангажированности. Представления о Польше как о "бастионе католицизма" формируются не только на основе соцопросов, в которых 96% поляков называют себя верующими, но и с учетом той роли, которую играет Католическая церковь в политической жизни страны, эффективности ее вмешательства в политические процессы. Примечательно, что, согласно данным исследований OBOP, самый низкий уровень недовольства поляков степенью вмешательства Церкви в государственные дела (48%) пришелся на 2003 и 2004 годы - период доминирования социал-демократов в Сейме.
"Общее доверие поляков к Церкви (78% по данным OBOP на 2004 год) сопровождается холодной дистанцированностью по отношению к ее повседневной деятельности; при этом критическое отношение к Церкви нарастает пропорционально образованности респондентов и в зависимости от величины населенного пункта, в котором они проживают". От места проживания респондентов, безусловно, зависит и уровень доверия к конкретным представителям католического духовенства - в небольших городах и селах он выше, чем в крупных урбанистических центрах. При этом даже в "самых католических" епархиях, по данным ИСКЦ, уровень доверия к приходскому духовенству не превышает 64% (для сравнения: самый высокий уровень доверия к епископу - 79,5%, к Конференции католических епископов Польши (ККЕП) - 75,7%, примаса - 84%). Стабильно высоким доверием (не менее 90%) пользовался в последние годы Папа Римский Иоанн Павел II, однако в период понтификата Бенедикта XVI такого рода опросы не проводились. Очевидно, что уровень доверия к священнослужителям у поляков снижается в зависимости от того, в какой степени контакт респондентов с тем или иным представителем духовенства является опосредованным: как только поляк сталкивается с Церковью лицом к лицу, доверие начинает падать.
Доверие к Церкви в Польше долгие годы поддерживалось за счет авторитета Иоанна Павла II. Согласно результатам проведенного PBS соцопроса, для 64,9% поляков после кончины Иоанна Павла II в Католической церкви в Польше не осталось авторитетов. Более того, согласно опросу, самым авторитетным из иерархов (15,5%) считается архиепископ Кракова кардинал Станислав Дзивиш, чью популярность можно объяснить только одним: на протяжении многих лет он являлся личным секретарем Иоанна Павла II. Если до 2005 года негативные стороны Церкви в сознании поляка могли быть нивелированы образом "великого и мудрого польского Папы", то теперь такого амортизатора недовольства у Церкви нет, и уже в ближайшие годы это может сказаться на доверии к ней как к институту.
В сфере морали обнаруживаются самые значительные расхождения между учением Церкви и убеждениями поляков. Это находит свое выражение в поддержке таких поведенческих практик и ситуаций, как: сожительство без заключения брака (32% поляков высказываются "за"), сексуальные отношения до брака (41%), использование контрацепции (48%), развод (22%), прерывание беременности (11%), эвтаназия (11%)". Pracownia Badan Spolecznych (PBS) приводит куда более красноречивые цифры: согласно данным исследования, проведенного PBS для издания "Gazeta Wyborcza", 66% поляков выступают против ужесточения запретов на аборты, 50% считают допустимыми аборты по "социальным причинам" (материальная несостоятельность матери и тому подобное), 51% допускает финансирование производства средств контрацепции со стороны государства, 56% не стали бы ограничивать представителей сексуальных меньшинств в праве провести "парад гордости" (для "католической" страны кричащий показатель!), 62% - против запрета на торговлю по воскресеньям.
По данным CBOS, 79% поляков поддерживают введение в школьную программу сексуального воспитания, 76% выступают за внеутробное оплодотворение, причем 36% считают, что для супружеских пар это должно быть бесплатной услугой. На протяжении последних 10 лет медленно, но увеличивался процент поляков, не желающих иметь детей (1% в 1996 году, 4% - в 2006-м), лишь 33% по состоянию на 2006 год выступали за многодетную (больше двух детей) семью, а традиционную модель семьи (работающий отец, воспитывающая детей мать) даже в сельской местности поддерживают лишь 44% мужчин и 37% женщин. Если католическая нравственная модель и оказывает воздействие на повседневное поведение, мотивацию и формирование социальных идеалов поляков, то сегмент населения, поддающегося этому воздействию, относительно невелик.
Результатом постепенной (и во многом неизбежной) евроинтеграции Польши станет принятие польским обществом современной европейской секулярной социальной парадигмы с последовательной реализацией принципов индивидуализации религии и морального релятивизма. Уже сегодня в составленном социологами списке ценностных ориентиров поляков религия занимает лишь седьмое место (28% опрошенных CBOS упомянули религию в числе "пяти основных ценностей"). Католическая церковь в Польше возлагает надежду на консервацию католических ценностей силами так называемого "поколения Иоанна Павла II" - молодежи, выросшей на учении "польского Папы", однако социологи считают "поколение" публицистическим штампом, нерелевантным действительности: по данным CBOS, именно для молодежи в возрасте от 18 до 24 лет в наибольшей степени характерен моральный релятивизм. Впрочем, Польшу едва ли ожидает стремительная секуляризация: при высоком уровне урбанизации (61,9% по состоянию на 1996 год) значительная часть населения страны проживает в малых городах и сельской местности с относительно высоким уровнем религиозности, значение аграрного сектора не снижается, а получаемое в крупном городе образование статистически не очень часто оказывает влияние на религиозность молодого человека из села или малого города. Тем не менее социологические исследования демонстрируют разрыв в частоте участия в религиозных практиках со стороны поляков в возрасте от 18 до 54 лет (55-56% делают это регулярно) и поляков в возрасте от 54 лет и старше (67%). Защитники "евробастиона католицизма" стареют и вытесняются на периферию, и по мере урбанизации страны, увеличения необходимости в образованных и высококвалифицированных кадрах, миграции населения в крупные города, роста благосостояния населения их будет становиться все меньше.
Источник: