Лесистость Польши составляет 29,2% (9,12 млн. га). За последние 50 лет она увеличилась на 8,4%, однако еще не достигла оптимального уровня, который по оценке польских специалистов равен 33-34%. Разработанная в 1995 году "Национальная программа по увеличению лесистости" предусматривает ее повышение к 2020 году до 30% и к 2050 году до 33%.
Растущий запас составляет 1,73 млрд. м3, текущий прирост - 6,6 м3/га (в казенных лесах за последние 3 года текущий прирост - 8,5 м3/га ). Средний запас древесины на одном гектаре за последние 35 лет увеличился в государственных лесах с 145 до 211 кбм/га, в частных - с 60 до 119 кбм/га.
С 1991 года в Польше действует "Программа сохранения генетических ресурсов и селекционного лесоводства в Польше на 1991-2010 годы". Реализация этой программы, имеющей фундаментальное значение для лесоводства, предполагает охрану ценных лесных генетических ресурсов, а именно лесосеменных участков, лесосеменных плантаций и плюсовых деревьев. Программа нацелена на обеспечение высокого качества семян с учетом требований селекционного лесоводства, лесосеменного районирования (в Польше выделено 8 лесосеменных районов) и сохранения генетического разнообразия лесов.
Лесное хозяйство ведется на основании лесоустроительного плана, составляемого на 10 летний период. В случае стихийных бедствий и иных форс-мажорных обстоятельств план может быть разработан на более короткий срок. Для изменения срока действия плана необходимо получить согласие профильного министерства (для государственных лесов) или воеводы (в остальных случаях). Помимо описания лесов и анализа хозяйственной деятельности план должен содержать программу охраны природы, перечень лесохозяйственных и иных мероприятий запланированных на следующий ревизионный период, а также обоснование для выделения дотаций на проведение тех или иных работ. Для лесов, не являющихся собственностью государства, составляется упрощенный план, содержащий краткое описание лесов и земель, предназначенных для лесоразведения, а также основные цели и принципы ведения лесного хозяйства.
Уровень повреждения лесов Польши промышленными эмиссиями достаточно высок. В 2000 году доля древостоев, дефолиация которых превысила 25%, составила 32%. Серьезной проблемой являются лесные пожары. В среднем, в Польше ежегодно отмечается около 5 тыс. возгораний леса, со средней площадью около 1.5 га. В Польше хорошо развита и бурно развивается деревообрабатывающая, мебельная и целлюлозно-бумажная промышленность. В стране работают 6 крупных ЦБК, ряд заводов по производству древесных плит, в том числе один из самых крупных и современных заводов в Европы (фирма "Silva"), многочисленные лесопильные и мебельные производства.
Экспорт лесопродукции (код 044 таможенной классификации) в 2000 году достиг 1,1 млрд. $, а импорт 0,4 млрд. $. Большая часть экспорта направляется в страны ЕС, из которых в Польшу ввозятся древесные панели и плиты (55% общей стоимости импорта). Стоимость лесопродукции импортируемой из стран бывшего Советского Союза, в т.ч. Украины около 100 млн.$. В 2001 году в Польше изменены тарифы на импортируемую лесопродукцию: для европейских стран они отменены, а для США снижены до 3-9% в зависимости от вида продукции.
Профильным лесным министерством в Польше является Министерство охраны окружающей среды, носившее до апреля 1998 года название Министерства охраны окружающей среды, природных ресурсов и лесного хозяйства.
Государственный лесной холдинг Lasy Panstwowe (LP) /Казенные леса Польши/ ведет хозяйство на территории более 7.5 млн. га (леса занимают 7.1 млн. га, а нелесные земли - 0.4 млн. га), что составляет около 25 % территории и 78,3% площади лесов Польши.
В рамках компании создана лесная служба, основным заданием которой является управление Казенными лесами (включая охрану и контроль), организация и ведение лесного хозяйства. Непосредственной борьбой с правонарушениями занимается лесная стража, действующая в рамках Лесной службы. Руководит лесной стражей главный инспектор, подчиненный непосредственно генеральному директору компании. Посты лесной стражи организованы в надлесничествах, а группы быстрого реагирования в региональных директоратах. Лесная стража выполняет также обязанности охотничьих стражей, стражей охраны природы и стражей рыбного хозяйства. Надлесничие, их заместители, инженеры надзора, лесничие, подлесничие наделены полномочиями и обязанностями лесных стражников.
В 2001 году LP заготовлено 23,4 млн. кбм ликвидной стволовой древесины, в том числе от рубок главного пользования 9,34 млн. кбм (87% расчетной лесосеки) и 14,1 млн. м3 (115% отведенной нормы и 60% общего объема заготовки) в ходе промежуточного пользования. Структура заготовок по видам рубок приведена на рис.6. Необходимо отметить, что площади сплошных рубок значительно снизились за последние 20 лет - с 43 тыс.га до 26 тыс.га. В порядке санитарных рубок было заготовлено 3,7 млн. м3 древесины, что составило 15,7% от общей заготовки. Для сравнения в 1983 году в порядке санитарных рубок было заготовлено 16,8 млн м3 древесины, что составляло 73,5% заготовок.
Холдинг в основном продает круглый лес в заготовленном виде по договорам крупным (более 50% общего объема, в основном балансы), мелким и средним (29,6%) деревоперерабатывающим производствам. Часть древесины (19,5%) реализуется за наличный расчет на лесных складах. Уровень заключения договоров зависит от объема поставки древесины: с основными стратегическими партнерами (ЦБК), потребности которых превышают возможности отдельно взятого региона, договора заключаются на уровне генеральной дирекции. Более мелкие потребители заключают договора с региональными дирекциями и надлесничествами. Средняя цена 1 м3 заготовленной древесины составила в 2001 году 120,3 злотых (30$), что на 3,3% ниже чем в 2000 году. Средние цены на основные сортименты в 2001 году были следующими:
Государственная компания является монополистом и диктует высокие цены на внутреннем рынке, которые в Польше не ниже, чем в соседней Германии. В отличии от гослесхозов Украины, предприятия государственного холдинга LP имеют возможность реализовать на внутреннем рынке весь спектр заготавливаемой древесины по европейским ценам. Это делает не целесообразным экспорт круглого леса, объемы которого в последнее десятилетие неуклонно снижаются. В 2001 году на экспорт пришлось только 0.6% от общего объема продаж холдинга.
Государственный лесной холдинг ведет хозяйство в 266 охотничьих угодьях (хозяйствах), 188 из них являются пунктами воспроизводства диких животных.
Значительное внимание LP отводят природоохранной пропаганде, распространению информации, образованию. Созданы пункты экологического воспитания (в 2001 году их функционировало 11), дома лесохозяйственной пропаганды, а также познавательные тропы, главной целью которых является формирование общественного мнения о деятельности лесоводов. Проводятся лесные выставки, экспозиции, распространяются информационные материалы о свойствах лесов и природной среды, о роли и задачах государственного лесного холдинга LP, его организационной структуре. Важную роль в лесной пропаганде в LP играет Лесной центр культуры в Голухове. В центре функционируют музей лесного хозяйства, с постоянными экспозициями, показательные вольеры, дендропарк и лесной питомник декоративного посадочного материала. Информационный центр LP выпускает два журнала и информационный бюллетень LP, в котором публикуются основные результаты работы компании, приказы и материалы работы коллегии. Кроме того, центр отвечает за функционирование интернет-сайта компании.
Доля средств, выделяемых на лесное хозяйство в общих затратах Польского бюджета составляет 0,1%. Бюджетные дотации выделяются через профильное министерство (на 78,5%) и через бюджет воеводств (на 21,5%).
Лесной налог является единственным специализированным налогом, который совмещает в себе земельный налог и плату за лесные ресурсы. За последние 10 лет подход к начислению лесного налога менялся несколько раз. До 2000 года в соответствии с Лесным кодексом и Законом о лесах от уплаты лесного налога освобождались леса возрастом до 40 лет, леса, занесенные в реестр памятников природы, входящие в состав заповедников и национальных парков, а также насаждения, выполняющие экологическую функцию. С 1 января 2000 года леса старше 40 лет и входящие в состав заповедников и национальных парков, а также насаждения, выполняющие экологическую функцию подлежат налогообложению, однако по решению Сейма Польши для них установлены льготные условия налогообложения, а для лесов, находящихся в собственности коммун, снижены ставки налога.
Налог платится владельцами леса, надлесничествами, или арендателями лесов. Основанием начисления налога является площадь основных лесообразующих пород и класс бонитета. Информация для начисления налога берется из лесоустроительного плана по состоянию на 1 января налогового года.
2013-05-14 ||| Источник: www.nacles.ru