Циприан Камиль Норвид (польск. Cyprian Kamil Norwid) - крупнейший польский поэт, драматург, художник. Родился в имении матери в деревне Лясково-Глухы, в 40 км северо-восточнее Варшавы. Отец — из обедневшей шляхетской семьи. В апреле 1825 года умирает мать поэта. В июле 1835 года в варшавской долговой тюрьме умирает отец.
В 1837 году уходит из пятого класса гимназии в частную школу живописи. В 1840 году дебютирует в печати. В 1842 году Норвид легально выехал в Дрезден, официально — для совершенствования в скульптурном искусстве, и остался в эмиграции. Жил в Венеции и Флоренции, в 1844 году обосновался в Риме. В Берлине посещал лекции в университете и собрания польских эмигрантов. В 1846 году был арестован и выслан из Пруссии. Жил в Брюсселе, затем в Риме, где познакомился с Адамом Мицкевичем и Зыгмунтом Красинским.
В 1849—1852 годах жил в Париже, познакомился с Юлиушем Словацким и Фредериком Шопеном, также с И. С. Тургеневым и А. И. Герценом. Терпел нужду, страдал от непонимания критики и недоразумений в отношениях с окружающими людьми. Постепенно терял зрение и слух. При содействии Владислава Замойского в декабре 1852 года выехал в Лондон, а затем — в США. В 1853 году устроился в мастерской графика в Нью-Йорке, тяжело болел. Узнав о начале Крымской войны, предпринимал усилия для того, чтобы вернуться в Европу. Вернулся летом 1854 года в Лондон, поселился в бедном районе, зарабатывал на жизнь случайными работами.
В 1855 году российские власти уведомили его от том, что считают его эмигрантом, и приговорили к изгнанию и конфискации имущества. В конце года Красинский помог ему перебраться в Париж. По возвращении в Париж удалось опубликовать несколько произведений.
Последние годы поэт жил в крайней нищете. С февраля 1877 года жил в польском благотворительном приюте на окраине Парижа Иври, где и умер «всеми заброшенный и забытый» в 1883 году. Прах поэта был перенесён в общую могилу безвестных польских скитальцев на кладбище Монморанси под Парижем.
Современник Мицкевича, Словацкого, Шопена. С грустью называя себя "неизвестным поэтом", он верил в возрождение гармонии в искусстве, которое, как утверждал поэт, можно постичь лишь в "обществе свободных личностей", отстаивающих свое право мыслить и созидать; он был сторонником прогрессивной эволюции, выступая против революционного насилия; именно в искусстве он видел силу воздействия на социальную действительность (поэма "Promethidiоn" - 1848-1850).
Современники ценили Норвида как блестящего оратора и великолепного декламатора, прекрасного художника, но только создатели "Молодой Польши" оценили его литературный гений. Литературное наследие поэта характеризуют глубокие философские обобщения, смелое новаторство, но прежде всего - всесторонний интерес к человеку, к содержанию его жизни.
Наиболее оригинальны его цикл "Vade mecum" (1865-1866), в который вошел шедевр норвидовской лирики "Рояль Шопена", а также "Вещь о свободе слова" (1869). Эти и многие другие жемчужины интеллектуальной лирики поэта были опубликованы посмертно.
Большинство важнейших творений поэта сохранилось в фрагментах и дошло до нашего времени в рукописях: "За кулисами", "Тиртей", "Клеопатра", "A Dorio ad Phrygium", "Перстень великосветской дамы", "Эмиль из Гоставя", "Графиня Пальмира".
Сегодня имя Норвида в пантеоне польской литературы находится рядом с именами Мицкевича и Словацкого.