Краковяне называют свой Главный рынок «салоном города». Большинство горожан не представляет себе ни одного дня, чтобы не провести здесь хотя бы пару минут.
При Казимире Великом на площади построили суконные ряды, но торговали там не только сукном. Сукенницы со всех сторон окружали лавки купцов, в 1556 году их насчитали 342!
Главный рынок Кракова был местом встреч купцов со всех концов света. Между Флорианской улицей и улицей Святого Яна тянулись куриные ряды, в начале Славковской – сольные, между Щепаньской и Шевской улицами торговали мукой и маслом, на Висланой покупали уголь, на Брацкой – олово…Были еще хлебные ряды, рыбные, раковые, отдельно выделяли свои места пекари, сапожники, столяры, гончары..Там, где сейчас стоит памятник знаменитому поэту Адаму Мицкевичу, право торговли принадлежало евреям.
В прошлом веке их окружили аркадными галереями, над которыми работал и Ян Матейко. Сукеннице стали главным украшением краковского рынка. На верхнем этаже уже более ста лет размещается картинная галерея Национального музея Кракова. С южной стороны Сукенниц, в проходе, еще одна колоритная достопримечательность: здесь висит нож, которым когда-то отрезали уши ворам (впрочем, легенда связывает его с братоубийственной историей при строительстве костела Девы Марии).
Рынок издавна был центром городской жизни, проходили также важные государственные мероприятия - именно здесь в 1320 году жители города приветствовали коронацию короля Владислава Локотко, а Краков стал столицей Польши. Король Владислав восседал на специально построенном для него «маестате», и с тех пор каждый монарх на следующий после его коронации день въезжал на коне на Главный рынок, переодевался в Ратуше в специальные одежды и на глазах у толпы давал присягу на верность городским властям. Новому владыке вручали ключи от города и 1000 дукатов.
Самое главное общественное здание здесь - ратуша, резиденция городских властей, построенная около 600 лет назад. Со временем обветшавшую постройку снесли, и от нее осталась лишь башня, где теперь расположился филиал городского исторического музея, а в подвале - театр.
С Главным рынком связано много городских легенд, одна из которых – единственный в мире раздающийся каждый час сигнал с башни Мариацкого костела … Хейнал Мариацки.
Плывущая к жителям с высоты Мариацкой башни мелодия органично сливается с местным пейзажем. Ни один из городов мира не может похвастаться такой старинной традицией! В том же месте, каждый час, та же мелодия, с точностью до секунды, раздается вот уже более 600 лет. Неизвестно, когда именно возникла эта мелодия, кто ее создатель… Вероятно, она прилетела на Вислу с Дуная, во второй половине XIV века, во время правления короля Людовика Венгерского или его дочери Ядвиги. По-венгерски «хейнал» - это «рассвет», и первоначально это был сигнал для открытия и закрытия городских ворот, знак тревоги во время пожара или нападения врага. Играли его утром и вечером. Неизвестно, когда начали трубить в него каждый час, и на четыре стороны света.
А музыкальная форма хейнала (мелодия обрывается совершенно неожиданно на самом пике своего звучания) всегда вызывала море эмоций и дразнила воображение слушателей…Родилась легенда, что во время татарского нашествия в 1241 году выпущенная из лука нападающего стрела пробила горло трубившего тревогу стража. И так, мелодия стала звучать оборвавшейся…
Кстати, сигнал хейнала с Мариацкой башни транслируется по радио каждый день ровно в полдень, в 12 часов, с 1927 года.
О Мариацком костеле можно рассказывать долго. Удивительной красоты, он знаменит своим внутренним убранством: монументальным створчатыми алтарем, созданным скульптором Витом Ствошем, ценнейшими готическими витражами, расписанными Яном Матейко стенами...
Виртуозное мастерство скульптора Вита Ствоша уже не одно столетие восхищает людей. Средневековый мастер работал над краковским алтарем 12 лет, и посвятил его Деве Марии, покровительнице храма. Высота алтаря – 13 метров, ширина – 11. Несмотря на религиозную тематику, шедевр мастера в мельчайших подробностях показывает материальную культуру Польши конца 15 века: в одежде и обуви апостолов, предметах интерьера, окружении…В одном месте алтаря нашли даже засохшие листья фиалки и осота. За свою работу Вит Ствош получил вознаграждение в 2828 флоренов. В те времена это была сумма, равнозначная годовому бюджету города.
Примечателен и соседний костел Святой Варвары. Говорят, его построили из кирпича, оставшегося от Марьяцкого костела. В XVI веке храм перешел в руки иезуитов, которые устроили тут свой монастырь. В этом костеле выступал и знаменитый проповедник Петр Скарга. А в наши дни здесь можно послушать не только проповеди, но и светскую музыку, потому что в краковских храмах нередко выступают лучшие певцы и музыканты, причем не только из Польши.
Главный рынок – это место встреч, летних фестивалей, концертов, торгов, праздников…
Краковяне часто договариваются встретиться у «Адася» - это памятник Адаму Мицкевичу, поставленный в 1898 году. Ежегодно в декабрьские дни у стоп великого польского поэта проходит традиционный конкурс краковских шопок.
Шопка - красивое сооружение, склеенное из бумаги и картона. Согласно старинному обычаю, который принесли из Италии монахи-францисканцы, к Рождеству на алтаре костела обычно сооружали макет вифлеемского хлева, где родился Христос. На фоне скалы помещали ясельки новорожденного, фигурки Божьей Матери, Святого Иосифа, пастухов - словом, тут находило место все, что подсказывали религиозный сюжет и фантазия. Для привлечения паствы монахи использовали движущиеся фигурки, которые разыгрывали целые сценки. Постепенно религиозная основа вес больше уступала место народному творчеству, и церковное начальство такие представления запретило. Но шопки уже вошли в быт, с ними стали ходить по домам и давать представления - колядовать. Теперь это уже не ясли, а целые ансамбли с затейливыми башенками, множеством фигурок, над которыми работают известные художники; высота шопок бывает от десятков сантиметров до двух метров. Особенно в этом деле прославились краковские каменщики: когда их работа была сезонной, зимой они переключались на шопки. Такие конкурсы, которые стали настоящим праздником народных умельцев, в Кракове устраивают с 1937 года. Лучшие шопки приобретают музеи, в том числе и зарубежные. Популярны они и у туристов: если из Москвы иностранцы везут матрешки, то из Кракова - шопки.
Из многих примечательных домов упомянем №16 в западной части площади. В XIV веке этот дом принадлежал богатому мещанину, члену городского совета Миколаю Вежинку. Однажды он принимал у себя гостей Казимира Великого, прибывших на обручение королевской внучки. Ту знаменитую встречу, в которой участвовали пять королей и девять князей, описали историки, воспели поэты и трубадуры, запечатлели художники. Полвека назад в этом доме открыли самый знаменитый в свое время ресторан "У Вежинка" с богато украшенными залами. А о той исторической встрече напоминает картина "Пир у Вежинка".
Отправимся теперь от Марьяцкого костела по Флорианьской улице, которая ведет к одноименным воротам, единственным из восьми, которые некогда окружали средневековый Краков. В доме №41 родился, жил и работал Ян Матейко; после смерти художника в доме создан мемориальный музей. В соседнем доме №45 находится знаменитое кафе "Яма Михалика". Кондитерская, открытая Яном Михаликом в конце прошлого века, стала местом, где встречались известные художники и литераторы. Со временем здесь возникло литературно-музыкальное кабаре, в нем любят бывать не только журналисты, актеры и писатели, но и охотно проводит время молодежь.
Название ворот связано с именем Св. Флориана, одного из покровителей города. Здесь начинался Королевский тракт, по которому ездили на Вавель монархи с многочисленной свитой. Каждую башню опекал свой цех ремесленников, а о Флорианьской заботились меховщики.
В 1881 году через Флорианьские ворота проехал первый в городе конный трамвай, здесь же во время летнего сезона действует линия конного омнибуса, проходящая по Королевскому тракту. А по соседству с воротами у городской стены расположилась популярная у краковян галерея под открытым небом, где художники продают свои картины.
©IrSzyk