Казимеж, основанный Казимиром Великим в качестве отдельного города, с XV века вплоть до Второй мировой войны был еврейским кварталом. После войны он был опустошен и запущен, однако недавно начал восстанавливать свой прежний блеск. Это второй в Европе (после пражского еврейского квартала) настолько большой и ценный комплекс иудаистских архитектурных памятников. Его историческим центром является площадь Вольница, но культурная жизнь проходит, прежде всего, вдоль площади Нова и улицы Шерока.
История Кракова с давних времен связана с евреями. В то время, когда в средневековой Европе шли погромы, Польша принимала беженцев. Тут сыграла свою роль не только польская веротерпимость, но и вполне практический интерес. Король Казимир Великий связывал будущее страны с новыми поселениями, и за свое почти сорокалетнее правление основал сотни деревень, построил около пятидесяти замков и увеличил число городов.
Одному из поселений, который возник к юго-востоку от Вавеля, король дал свое имя, Казимеж, и поселил там эмигрантов из Германии и Франции. В следующее столетие евреев приезжало все больше. Многие из них стали на новой родине весьма заметными людьми: возникли например, знатные богатые роды Эпштейнов, Кронеибергов, Натансонов. В польской культуре появились такие имена, как Артур Рубинштейн, Януш Корчак, Юлиан Тувим, Станислав Ежи Лец и многие другие.
В Казимеже сохранилось немало интересных исторических зданий. Например, синагога Исаака (ул. Якуба, 25), построенная в XVII веке банкиром, заслуженным старейшиной еврейской общины Исааком Якубовичем, - одна из самых больших и красивых в этом районе. К ней приложили руки талантливые итальянские архитекторы.
Еще один старый храм - синагогу Ремух (ул. Широка, 40). Ее построил в 1553 году Израэль Ауэрбах в честь своего сына, уже упомянутого Мозеса Ремуха. Он похоронен на соседнем кладбище, и к его могиле приходят еврейские пилигримы.
Среди интереснейших сакральных ансамблей Казимежа называют костел Тела Господня. Основал его в 1340 году сам Казимир Великий. Костел строили долго, почти столетие, зато результат соответствует стараниям. В начале XV века Владислав Ягайло отдал костел монахам, которые построили здесь монастырь и до сих пор опекают святыню. Шведский король Карл Густав в 1655 году отсюда руководил осадой Кракова. Костела не коснулись пожары и разрушения, чего нельзя сказать о других каменных свидетелях той эпохи, и храм сохранил первозданную красоту.
Отдельного внимания заслуживают костел и монастырь Паулинов на Скалке. Предание гласит, что в этом небольшом костеле Болеслав Смелый в XI веке обезглавил епископа Станислава, которого столетие спустя причислили к лику святых. В память о том событии ежегодно в день Св. Станислава (8 мая) со Скалки на Вавель отправляется процессия во главе с примасом Польши. В прошлом веке в подземельях костела устроили национальный пантеон заслуженных граждан. Здесь покоятся знаменитый летописец Ян Длугош, писатель Юзеф Крашевский, поэт и художник Станислав Выспяньский и другие.
С 1988 года в Кракове регулярно проходят фестивали еврейской культуры. Дело не ограничивается фестивалями, и энтузиасты стараются возродить исчезнувшую культуру Казимежа в быту. Уже несколько лет, например, действует артистическое кафе "Ариэль", где не только хорошая национальная кухня, но и каждый вечер можно послушать интересный концерт еврейской музыки. Кстати, здесь бывал и сам Стивен Спилберг, который снимал в Казимеже свой знаменитый фильм "Список Шиндлера", рассказывающий о судьбе краковских евреев.