Госдолг Польши по итогам 2011 года составил 53,5% ВВП (оценка получена при применении метода подсчета, базирующегося на польской методологии). Если использовать соответствующую систему Евросоюза, то показатель госдолга страны по итогам 2011 года будет находиться на уровне 56,4% ВВП, что ниже порогового уровня госдолга, установленного Евросоюзом (60%), и ниже среднего аналогичного показателя по всему блоку. В 2012 году правительство страны намерено сократить уровень госдолга до 52,4% (исходя из собственной системы подсчета структуры и размера государственного долга). Польская экономика - единственная из 27 стран ЕС - продолжала расти, несмотря на мировой финансово-экономический кризис. Именно этот факт позволил Польше успешно выполнять программу по сокращению бюджетного дефицита и уровня госдолга. В 2011 году экономика Польши выросла на 4,3%. Польское законодательство предусматривает, что в случае увеличения уровня госдолга до отметки, превышающей 55% от ВВП (по польской системе), автоматически вводится режим сокращения госрасходов, благодаря которому уровень госдолга должен вновь опуститься ниже этой отметки.
Государственный бюджет на 2012 год
Принятый парламентом в начале марта государственный бюджет на 2012 год будет с дефицитом 35 млрд злотых (около 11 млрд долларов), или 2,9% ВВП. Польские власти рассчитывают на доходы бюджета 2012 года на уровне около 95 млрд долларов при расходах 106 млрд долларов. Бюджет базируется на прогнозируемом росте ВВП на 2,5%, инфляции - 2,8% и 12,3% безработицы. Государственный долг Польши в 2012 году номинально увеличится на 6,5 млрд долларов, но его доля к ВВП сократится до 52,4% с 53,7% в прошлом году.
Согласно сообщению, бюджет проектов, финансируемых за счет средств Европейского Союза, в который входит Польша, составит около 25 млрд долларов с дефицитом 1,5 млрд долларов.
По прогнозам, в 2013 году дефицит бюджета Польши составит 32 млрд злотых
В 2013 году правительство Польши предвидит расширение бюджетного дефицита до 32 млрд польских злотых, тогда как объем чистого займа, по прогнозам, должен составить 39,1 млрд польских злотых.
В текущем году ожидается, что чистый объем задолженности будет равен 46,2 млрд злотых.
Что касается прогнозов на 2014 года, то дефицит бюджета, вероятно, сократится до 28 млрд злотых.
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |
Совокупные доходы государственного бюджета, млрд. злотых | 135,664 | 140,527 | 143,520 | 152,111 | 156,281 | 179,772 | 197,640 | 236,368 | 253,547 | 274,184 | 250,303 | 277,568 |
совокупные поступления по налогам, млн. злотых | 119643,9 | 119101,3 | 128750,9 | 135227,6 | 135571,3 | 155859,5 | 174876,0 | 206385,2 | 219499,4 | 214878,8 | 222552,7 | 243209,4 |
в том числе:
|
||||||||||||
по налогу на добавочную стоимость (НДС), млн. злотых
|
51749,8 | 52893,1 | 57441,7 | 60359,5 | 62263,2 | 75401,0 | 84439,5 | 96349,8 | 101782,7 | 99454,7 | 107880,3 | |
по акцизам, млн. злотых
|
27312,0 | 28860,5 | 31489,8 | 34387,7 | 37964,0 | 39479,1 | 42078,0 | 49025,5 | 50490,1 | 53926,9 | 55684,5 | 57963,7 |
по подоходному налогу с юридических лиц, млн. злотых
|
16867,7 | 13219,7 | 15008,4 | 14108,0 | 13071,7 | 15762,4 | 19337,5 | 24540,2 | 27159,7 | 24156,6 | 21769,9 | 24861,9 |
по подоходному налогу с физических лиц, млн. злотых
|
23088,6 | 23444,2 | 24139,0 | 25674,9 | 21506,2 | 24423,0 | 28125,3 | 35358,5 | 38658,5 | 35763,7 | 35592,6 | 38074,9 |
совокупные неналоговые доходы, млн. злотых | 15886,2 | 20252,7 | 14271,2 | 16750,0 | 17938,3 | 21060,0 | 20054,1 | 22448,2 | 19308,9 | 27433,4 | 24501,6 | 32276,0 |
средства от Европейского союза не подлежащее возврату, млн. злотых | . | . | . | . | 2587,7 | 2447,3 | 1984,7 | 7534,1 | 14739,0 | 31871,3 | 3248,5 | 2082,9 |
другие доходы всего, млн. злотых | 133,8 | 1172,9 | 497,7 | 133,0 | 183,9 | 405,4 | 725,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
Совокупные расходы государственного бюджета, млрд. злотых | 151,055 | 172,885 | 182,922 | 189,154 | 197,698 | 208,133 | 222,703 | 252,324 | 277,894 | 298,029 | 294,894 | 302,681 |
совокупные дотации, млн. злотых | 83470,3 | 98265,6 | 104373,1 | 105176,2 | 101577,0 | 101801,3 | 113001,7 | 113676,3 | 130788,4 | 133949,8 | 145244,6 | |
в том числе:
|
||||||||||||
дотация для Фонда Социального Страхования, млн. злотых
|
15366,0 | 21506,6 | 27090,7 | 28265,3 | 22959,2 | 20112,1 | 24483,4 | 23893,0 | 33230,0 | 30503,3 | 38111,7 | 37513,4 |
дотация для Пенсионного Фонда, млн. злотых
|
13212,7 | 14883,4 | 15390,0 | 15013,9 | 15130,0 | 14710,0 | 14932,7 | 14680,7 | 14867,9 | 15705,4 | 14935,8 | 15120,0 |
обслуживание государственного долга, млн. злотых | 18024,5 | 20898,6 | 24048,3 | 24051,2 | 22564,9 | 24810,7 | 27767,2 | 27499,9 | 25116,7 | 32227,8 | 34143,0 | 35956,1 |
в том числе:
|
||||||||||||
по внутреннему долгу, млн. злотых
|
13727,9 | 17104,7 | 20323,9 | 20328,3 | 18423,8 | 21225,1 | 23287,7 | 22595,8 | 19994,7 | 25552,5 | 26757,4 | 27107,1 |
по внешнему долгу, млн. злотых
|
4296,6 | 3793,8 | 3724,4 | 3722,9 | 4141,1 | 3585,6 | 4479,5 | 4904,1 | 5122,0 | 6675,2 | 7385,6 | 8849,0 |
другие расходы всего, млн. злотых | 49560,1 | 53721,0 | 54501,0 | 59926,2 | 73556,4 | 81520,9 | 81934,0 | 111147,7 | 121988,4 | 131850,9 | 115506,3 | |
Дефицит государственного бюджета, млн. злотых | -15391,0 | -32358,3 | -39402,6 | -37043,0 | -41417,1 | -28360,7 | -25063,1 | -15956,4 | -24346,2 | -23845,0 | -44591,1 | -25112,9 |