Конкурсы / Конкурс «Хочу в Польшу!» [конкурс завершен] / Конкурсные работы / К1Р044 - Дмитрий Бирюков - Приглашаем в Польшу! Путеводитель по Польше. Гид по польской земле. Все о Республике Польша. Новости Польши. Достопримечательности Польши. Туры в Польшу. Отдых в Польше. Отели в Польше. Выставки в Польше.

К1Р044 - Дмитрий Бирюков

Открыть/Закрыть

Дмитрий Бирюков - «Что бы ты хотел сделать в Польше за 5 дней»

Я приехал в Польшу в декабре 2009 года. В Познани проводилась европейская встреча христианской молодёжи. Начиная с 1978 года в европейских городах проводится зимний фестиваль, на который съезжаются по нескольку десятков тысяч молодых людей со всей Европы и с других континентов. Католики, православные, протестанты молятся и веселятся вместе. Когда я впервые попал на такое мероприятие в Женеве, то первой моей мыслью было то, что войны не будет никогда. Глядя на толпу улыбающихся, поющих, болтающих на разных языках молодых людей, обретаешь надежду.

29 декабря

Ночь, вокзал, Тересполь, Польша…

Загрузились в общий вагон. Вещи оставил в одном купе, но потом пересел в другое, нашёл самую весёлую компанию. О чём говорили, не помню, помню только, как читал стихи.

Проехали Варшаву, видели в ночи Most Świętokrzyski через Вислу. "На этом и закончились впечатления о столице, – подумал я. – Потом буду рассказывать, что Варшаву посмотреть не удалось, видели только стены вокзала, расположенного под землёй, как в метро…" Тогда я ещё не знал, что на обратном пути мы погуляем по городу.

В Познань приехали глубокой ночью. В одном из переходов прибывающих ждал волонтёр, который проводил нас и оказавшуюся тут же шведскую группу в школу, где мы проведём эту ночь. Прошли мимо MTP (Międzynarodowe Targi Poznańskie), где и будут общие молитвы и обеды-ужины во время встречи. Дурацкая особенность Познани: посыпать улицы зимой настоящей солью. Ботинки в конце концов угробил.

Пришли в какую-то школу, расстелили спальники в классе. Но мы приехали в Польшу не для того, чтобы спать, сели за столом в коридоре. Вокруг плакаты о вреде курения, впечатлило их количество и размеры. С нами присели девушки из Туркмении и дама из Лилля, руководитель группы колумбийских студентов, обучающихся во Франции. С ней и со студентами пытаюсь общаться на смеси французского и испанского. В процентном соотношении французский преобладает, так как его я вроде бы знаю, а по-испански могу произнести только несколько фраз.

Утром едем на сборный пункт. Пьём чай с печеньем, ждём. Наконец группа идёт в комнату, где работают русские волонтёры. Нас делят на три группы, я попадаю в самую весёлую компанию!

Теперь мы называемся "шамотульская братва", нас поселили в городке Шамотулы – 30 минут на электричке от Познани в направлении Щецина. В Шамотулах нас принимают в приходе – Parafia Matki Bożej Pocieszenia i św. Stanisława biskupa. Немецкую семейную пару разлучают по разным семьям, так как они не венчаны, но потом удаётся договориться, и их селят вместе. Сестра Ирина желает им поскорее венчаться. Друг Витя, долго живший в Германии и прекрасно говорящий по-немецки, пытается объясниться с ними. Но это не так просто – баварский диалект сильно отличается от литературного языка.

Наконец находят принимающую семью и для меня. Обещают, что подселят ещё кого-нибудь из другой делегации. Предвкушаю многоязычные посиделки, но никого так и не взяли.

Жить буду у бабушки, тут же будет квартировать Павел, муж Юстины, которая встретила меня в приходе. Типичное польское семейство, детишек зовут Каролек и Бася!

Дома слушаем записи польских колядок, начинаю подпевать по-русски.

Немного отдохнув, едем на вокзал, а оттуда – в MTP на обед и молитву. Получаю пакет и прохожу через строй ребят, которые кидают в него булочки, яблоки, йогурт, воду и что-нибудь ещё. Как два года назад в Женеве, только желают не "Bon appetit!", а "Smacznego!".

Устраиваемся на полу в кружок, подкрепляемся, попутно знакомимся с соседями. Пароль: "Where do You come from?", потом соответствующий отзыв, затем переходим на более удобный язык.

Девушка из Польши.

- Z jakiego miasta jesteś?

- Stettin.

- To znaczy ze Szczecina?

- Tak, ale wielu osób zna to miasto jako Stettin.

Компания из Франции:

- Bien, on va parler français!

- Tu parles français?

- Bien sûr, comme tout le monde en Sibérie!

Песнопения удивительно красивы, слушать их можно бесконечно. Но самое завораживающее здесь – минуты тишины! Много тысяч человек в одном зале… и все молчат…

Выходим шумной весёлой толпой из здания ярмарки. Полицейские перекрывают дорогу, мы движемся на красный свет.
В поезде кто-то веселится, кто-то спит. На перроне нас ждут принимающие семьи. За вокзалом несколько десятков машин, всех развозят по домам. Расставаться не хочется, но завтра встретимся опять.

30 декабря

Утром молитва в приходах. В храме очень красиво: ёлки, вертеп – это само собой, но самое впечатляющее – огромная Вифлеемская Звезда над алтарём.

По очереди читаем на разных языках. После этого отправляемся на дискуссии в малых группах. В этот день заявленная тема отошла на второй план. К нам прибыл мэр Шамотул – приветливый нестарый пан. Поздоровался со всеми за руку, рассказал о своей инициативе – хосписе. После рассказа мы поехали на склад. Хоспис домашнего типа, здесь просто собирают необходимые вещи для тяжелобольных – костыли, утки, коляски, – но живут они у себя.

И снова в Познань! Разноязыкая толпа идёт с поездов на ярмарку с песнями и подтанцовками.

После обеда и общей молитвы предполагаются семинары. Мы же решаем, что надо в первую очередь осмотреть местные достопримечательности. По слякоти идём пешком в центр, к площади Stary Rynek. По дороге к нам подходит парень, подсказывает, куда лучше пойти, где можно пофотографировать. Все рады нам помочь.

Вот и Старый Рынок. Сказочные, игрушечные, пряничные домики. Шириной в одно-два окна, все разноцветные. На площади много наших. Кто-то просто гуляет, кто-то водит хоровод вокруг ёлочки.

Начинает темнеть, но надо ещё успеть увидеть Кафедрал. Бежим на трамвай. Вот она – Bazylika archikatedralna Świętych Apostołów Piotra i Pawła w Poznaniu. Смотрится волшебно сквозь снегопад и иллюминацию! В крипте храма встречаем питерцев. Они из храма Святой Екатерины Александрийской на Невском. Питерцы ищут могилу первого польского короля (Мешко I), рассказывают, что последний король (Станислав Август Понятовский) был похоронен в их храме.

Возвращаемся на ярмарку в переполненном трамвае. Потом возвращаемся в Шамотулы. С нами Анита и её мама Ивона…

Ах, да… не рассказал про Анитку! Наш моторчик, который постоянно всех подбадривает, всё решает, всем помогает. Вспоминаем забавные ситуации о несоответствии русских и польских похожих слов. Анита и Ивона сами не замечают, как начинают общаться между собой по-русски.

А меня Анита научила без запинки произносить "Chrząszcz brzmi w trzcinie w Strzebrzeszynie".

31 декабря

Утром решил встать совсем рано и успеть на Мессу. В электричке народ с гитарой и всякими погремушками змейкой бегает из вагона в вагон и поёт песни.

Решили вместо общих мероприятий прогуляться по старому городу. Сначала зашли в иезуитский фарный костёл (Kolegiata Matki Boskiej Nieustającej Pomocy i św. Marii Magdaleny w Poznaniu). Словами выразить не могу, хотя вроде как пытаюсь быть литератором. Просто такое огромное великолепие вряд ли уместится в столь скудное средство передачи информации, как язык.

Потом вновь Старый Рынок… пусто как-то, народ пока остался на общих сборищах. Пора попробовать польскую кухню. Зашли в недорогую забегаловку. Журека всем не досталось, зато был настоящий бигос!

Следующий пункт программы – Kościół św. Antoniego Padewskiego i klasztor franciszkanów konwentualnych w Poznaniu.

Потом пошли к салезианцам. Сначала расстроились, так как храм оказался закрыт, как в Берасце. Я вышел раньше остальных и встретил настоятеля:

- Tu są siostra i grupa z Moskwy, - говорю я ему.

Священник открыл нам храм и рассказал о нём. Особое место занимают портреты парней из оратория, погибших во время Второй мировой.

Спешим в Kościół św. Franciszka Serafickiego w Poznaniu, где начинается сбор на экскурсию. Самый большой вертеп, который я когда-либо видел.

Экскурсовод, очень напоминающий внешне Иоанна Павла II, ведёт нас по улочкам, мы вновь заходим в фарный костёл.

На входе в павильон, где проходит общая молитва, всем раздают свечи. В определенный момент несколько тысяч человек зажигают их в темноте. Завораживающе…

Перепутал время отправления нашей электрички, думал, что можно ещё погулять, а на самом деле еле успел к отправлению. Причём сначала вошёл в другой поезд, стоящий на этом же пути, но направляющийся в противоположную сторону, в Гнезно. Но всё закончилось удачно, залез в нужный вагон и нашёл своих.

В пути встречаем Новый год по московскому времени. На вокзале в Шамотулах меня встречает Павел, едем домой, где уже собралось всё семейство. Мама Павла – очень интеллигентная дама, с интересом слушает рассказ об Академгородке. Отец Павла то и дело щёлкает себя по подбородку и предлагает выпить, я отказываюсь.

Едем в приход, опаздываем, но, как оказалось, опаздывают все, всех не хотят отпускать из семей, у всех дома праздник. После формальной части идём по пустынным и заснеженным улицам в школу, где предполагается праздник. Гремят салюты. Новый год встречает нас в пути.

В семье меня снабдили несколькими коробками конфет. Совместными интернациональными усилиями пытаемся их съесть, но остаётся ещё и на завтра.

1 января

В школе танцы. Радует, что не попса. Из попсового только ламбада и макарена. Сам не танцую, не люблю. Бегаю с фотоаппаратом. Правда, один раз не удержался, но сами понимаете, Билл Хейли и Джерри Ли Льюис – это святое!

Беру пакет сока, читаю – Owocny ogród. Прекрасно зная, что это означает не что иное, как "фруктовый сад", все же подсознательно ожидаю чего-то морковно-свекольного.

На фестивале народов поляки, как и ожидалось, представили полонез, румыны –свой танец, немцы предложили забавную песенку с сопутствующей жестикуляцией:

I've said L!

I've said L-O!

L-O-V!

L-O-V-E!

Everybody needs some LOVE!

Российская делегация оказалась хэдлайнером. Румба убила всех наповал!

Утром обед в семьях. Угощали бифштексами с картошкой (традиционное познанское блюдо). К ним предлагают мочёные груши:

- To są gruszki, I don’t know how to say it in English…

Днем – регионалка – сбор всех русскоязычных делегаций в Познани. Девчонки из Ашхабада показали красивый туркменский танец.

Во время ужина между восседающими на полу ходят девчонки-волонтёры, которые на мотив Guantanamera поют сначала Give me your rubbish, а потом Go to the prayer.

2 января

Последний день в Познани. Утром прощальная встреча в приходе, потом едем на Poznan Glówny, оставляем вещи в камере хранения и спешим на Старый Рынок, чтобы успеть посмотреть козликов на ратуше. Козлики – символ Познани. Один из вариантов легенды выглядит так. Был в городе бургомистр – злой, грубый и без чувства юмора. Задумал он как-то устроить пир и предложить гостям печень серны. Поварёнок оставил печень в печке, а сам спустился в подвал ратуши, увидел там бочки с вином, напился и уснул. В это время деликатесная печёнка сгорела. Тогда поварёнок решил обмануть местную nobilité и поймал двух козликов, чтобы выдать их печень за сернину. Но опять напился, а в это время козлики сбежали, вылезли на крышу ратуши и стали там бодаться. Зрелище было настолько весёлым, что даже угрюмый бургомистр рассмеялся и простил поварёнка.

Теперь козлики появляются над часами каждый день, ровно в 12.00… Мы торопились, но прибежали на площадь в 12.05…

После непродолжительной прогулки за сувенирами вернулись на Старый Рынок, дабы посетить еврейский ресторан. Заказывать фляки не решился, памятуя о том, что рубец очень дурно пахнет. Хозяин заведения не разрешал фотографировать, но когда он уехал, официантка сделала знак, что теперь можно.

Все простужены, делимся друг с другом аспирином и стрепсилсом.

Держим путь на вокзал, получаем чемоданы и садимся в поезд.

Do widzenia, Poznańiu! Направляемся в Ченстохову.

3 января

С колёсиков чемоданов, заброшенных на верхнюю полку, постоянно капает… Изобретаем чехлы из полиэтиленовых пакетов и бумажных салфеток.

Сначала пересадка во Вроцлаве. На вокзале полно нищих, но в отличие от Москвы нищие настоящие. С удовольствием и благодарностью берут бутерброды, которыми нас нагрузили в семьях.

Идём в привокзальную забегаловку, заказываем кипяток и завариваем ромашку. Все кашляют… Жутко накурено.

Садимся в поезд, взять отдельное купе не удалось, разбредаемся по 2-3 человека. С верхних полок опять льётся вода.

В Ченстохову приезжаем в 3 часа ночи. Катим чемоданы вдоль аллеи паломников. Приходим к дому, где предполагается наш ночлег. Двери закрыты, в окнах темно, никого нет. Ездят такси и полиция, на звонки никто не отвечает. Наконец отец Арек дозвонился до Варшавы, до настоятельницы монастыря назаретянок. Нам предлагают устроиться у них. Повезло в очередной раз, когда рассвело, мы увидели, что монастырь находится прямо через дорогу от Ясной Гуры. Но пока очередной марш-бросок. Докатываем вещи до места, располагаемся. Долго занимать душ нельзя, количество горячей воды ограничено. Зато к батареям невозможно даже приблизиться. Убитые лужами и солью ботинки ещё и сжёг, когда решил их посушить, причём держал их на расстоянии от печки…

Спустились в столовую попить чаю. На одной тарелочке мясо и колбаса, на другой – что-то, напоминающее чёрный хлеб. Делаем бутерброды. Оказалось, что это не хлеб, а паштет. Чтобы все так жили! Колбаса на паштете!

Утром после завтрака идём на Ясну Гуру. Ветви деревьев покрыты снегом, как в сказке! Вспоминаются репортажи на Euronews о страдающей под обильными снегопадами Европе. Не понимаю, на что они жалуются… очень красиво!

Вертеп, как всегда, оформлен оригинально. Помимо Святого Семейства, волхвов и пастухов расставлены манекены в современной спортивной одежде (и не только спортивной), ну и живые барашки, козлики и курочки, конечно.

Прогулка по крепостным стенам. Фотографируемся у пушек и любуемся скульптурами Крестного Пути. Заходим в музей, изучаем розарии огромных размеров. Наконец заходим внутрь, к Матери Божией Ченстоховской. Мессы здесь и в соседней часовне идут непрерывно. Песнопения с блюзовыми интонациями, спиричуэлс на польском языке.

Между Мессами – чтение Розария. Сначала устраиваюсь в проходе, потом вижу свободное место поближе, перебираюсь туда. В конце концов перехожу ещё раз и оказываюсь прямо под Иконой.

В павильонах вне часовни картины, изображающие "польский Крестный Путь" – сцены Страстей Христовых дополнены изображениями из истории Польши – Освенцим, Варшавское Гетто…

После Мессы собираемся и идём домой, готовить службу на русском языке. Возвращаемся, проходим через ризницу, садимся на скамеечках перед Алтарём (вообще-то, это места для священников). После Мессы остаёмся на Аппель – ежевечернее закрытие Иконы. Настоятель приглашает Арека к Алтарю, тот выходит в спортивной куртке и благословляет прихожан по-русски. Сразу по окончании ему начинают приходить смски со всей Польши: "Ojcze, dziękuję za błogosławieństwo".

Оказалось, что мы попали в кадр ежевечерней трансляции ТВ "Радио Мария". Потом вспомним об этом не раз.

В ризнице настоятель отзывает отца в сторону и передаёт ему конвертик. Объясняет, что пару дней назад приезжал примас Польши, прихожане собрали ему денег, а он не взял, так что их решили отдать нам. Дома Арек раскрывает конверт и сообщает нам, что прежние условия, что в Кракове нам предоставляют крышу над головой, а питаемся мы за свой счёт, корректируются… Возникла идея ездить по всей Польше за примасом и вернуться в Москву на собственных авто.

На ужин zupa pomidorowa – очень вкусно. Всё время в Ченстохове мы рвались помочь сёстрам расчистить снег во дворе, вспоминал студенческие годы, когда работал дворником. Но помахать лопатой так и не пришлось.

4 января

Утром – поезд в Краков. Приезжаем, садимся в трамвай. По пути думаю: "Надо же, для кого-то вся эта красота – просто повседневность, улицы, по которым они ходят на работу и возвращаются вечером домой".

Остановились в доме у салезианцев, привели себя в порядок и двинули на прогулку. Единогласно постановили ехать в Величку, никто не знал, что это такое. По пути Арек разговорился в автобусе с одним из местных. Тот был очень удивлён, узнав, что мы приехали из Москвы. Поляки в большинстве своём думают, что Советы в России всё ещё не изжиты.

В Величке, на соляных копях, первым делом собрались пообедать. Спросили у местного рабочего дорогу. Заходим в заводскую столовую, которая по интерьеру эту самую заводскую столовую и напоминает. Цены – за 15-20 злотых можно заказать неплохую трапезу из двух блюд. Здесь журек достался всем желающим, на второе взял котлету по-швейцарски. Огромное блюдо, на котором красуется сама такая же огромная котлета. Кроме собственно котлеты картофельное пюре, капуста, листья салата и маринованные огурчики.

Идём в шахту. Покупаем билеты и спускаемся с экскурсоводом на первый уровень – глубина 64 метра, 380 ступеней.

Не покидает лёгкая клаустрофобия. Мы в ловушке. Идти по галереям нужно через шлюзы, плотно закрывая двери, иначе не открыть следующую. На стенах и потолке иногда проступают белые кристаллы. Вообще, стены можно лизать, они солёные. Говорят, что те, кто работает здесь, имеет и в преклонные годы молодую кожу, постоянно дыша этим целебным воздухом. Ощущаем его благотворное влияние и на себе, симптомы простуды беспокоят всё меньше и меньше.

По пути расставлены фигуры шахтёров, гномов (элемент не польской, а немецкой культуры), часовни, устроенные прямо под землёй. Камера, где томился Коперник, после того как посмел выдвинуть гипотезу о гелиоцентризме. Выбитые в скале ступени, по которым шахтёры, водрузив на спину ящик с добытой солью, карабкались наверх (к этому ещё вернёмся).

Обратно едем на лифте. В определённый момент он останавливается посреди подъёма. Шутим, что теперь тут и останемся жить.

В общем, я не знаю, правильно ли мы поступили, выбрав такой маршрут. С одной стороны, посетить Величку, конечно же, нужно, всё было очень интересно. Но с другой – на глубине 64-135 метров мы провели весь световой день. Выйдя оттуда мы стали искать какой-нибудь храм. Ближайшим оказался Kościół Sw.Klemensa. Он уже должен был закрываться, из прихожан оставались только старушки, читавшие Розарий. Настоятеля уже на месте не оказалось, поэтому отец Аркадий обратился к сестре, которая разрешила нам отслужить Мессу. Старушки, видимо, испугались русской речи и ушли, а может быть, просто им пора было домой – время позднее.

После Мессы мы поехали в центр. Уже темно, так что оценить в полной мере изящество Вавеля, Ягеллонского университета, Старого Рынка оценить не удалось. Не посмотрели и "Даму с горностаем" в музее Чарторыйских.

5 января

Утром сели на автобус и поехали в Вадовице, на родину Кароля Войтылы, папы Иоанна Павла II. По пути на автовокзал вспомнили, что не попробовали краковских калачей. Каждый купил побольше, в итоге потом не могли их доесть.

По дороге проезжали мимо маленьких посёлков. Удивило, что каждый второй (или каждый первый) дом – мебельный магазин. Оставив вещи в камере хранения на станции, отправились к храму, где Кароль Войтыла был крещён, стоящему рядом с домом его семьи.

Самая искренняя молитва – молитва своими словами. Я просто обратился мысленно к Иоанну Павлу II: "Дорогой Кароль, тебя ещё не причислили к лику Блаженных, но ты всё равно там, рядом. Помолись за меня, если тебе не трудно!" (напомню, что всё происходило в начале 2010 года, а беатификация Иоанна Павла II состоялась 1 мая 2011).

В сам дом попасть не удалось – закрыт до 6 января. Поторопились всего на день.

Когда-то Папа в своей проповеди поделился воспоминаниями из детства, о том, как он со своими школьными друзьями сбегал с уроков, чтобы полакомиться кремувками – кремовыми, как видно из названия, пирожными. Кремувки действительно очень вкусны. Папа был, как всегда, прав.

В соседней комнате магазинчик бенедиктинских товаров. Купил несколько маленьких бутылочек розово-медовой настойки и бутылочку ликёра чуть побольше. Уже по приезде в Сибирь оценил и то, и другое. Аромат настойки нежный, бархатный, очень мягкий, а кофе с ликёром приобретает несравненный вкус (кстати, прервусь ненадолго, ликёр ещё остался).

Погрузились в электричку до Бельско-Бялы. В вагоне было очень жарко, зато можно было растянуться на сиденьях и немного вздремнуть на печке. Приехали уже затемно, дождались автобуса и поехали в Щирк (по-русски пишется именно так, хотя мы называли его на польский манер – Шчырк). В автобусе я стал развлекать девчонок любимой "Сказкой про тараканчиков" Вени Дркина, но так увлёкся, что перестал контролировать громкость своей речи. Поляки смотрели на меня с недоумением.

Выпрыгиваем из автобуса, наша цель – Sanktuarium Matki Bożej Królowej Polski w Szczyrku (Sanktuarium "Na Górce"). Вокруг никого, куда идти – не знаем. Арек своим иерихонским голосом кричит бредущему на горизонте аборигену: "Proszę pana..." Тот объясняет, что идти придётся всего-то 30 минут вверх… Высота, как я узнал потом – 670 метров. С багажом, по заснеженной дороге… А был ли кто-то счастливее нас в тот момент? Колёсики чемоданов утопают в снегу, вспоминаются рассказы о шахтёрах, поднимающих ящики наверх в Величке, а также стишок из детства:

Если б мишки были пчёлами,

То они бы нипочём,

Никогда бы не подумали

Так высоко строить дом!

Наконец мы на месте. Недолгий отдых, ужин, решаем, что делать дальше после такого героического марш-броска. Кто-то предлагает спуститься ещё раз вниз и попить там глинтвейна (не глинтвейна, а grzanego wina, конечно). Идея встречена криками одобрения. Потерял очки. На вопросы, не знаю ли я, где они могут быть, отвечаю, что у меня есть два варианта – либо они найдутся, либо они не найдутся.

Идём в город. Огни на соседней горе напоминают кадры из "Властелина колец".

Уставши физически, разогрев мускулы, посидеть в тёплой компании – что может быть лучше!

Нам предстоит ещё обратный путь, снова наверх. Зато можно по дороге поваляться в снегу!

Впереди компания, катаются на санках с самого верха. Слышим обрывки фраз:" … колбаской по Малой Спасской…" Приветствуем их, остановились. Компания из Кёнига, в Польше бывают часто. Поздравляем их с наступающим Рождеством, они нас поздравляют с Рождеством прошедшим. Теперь есть идея на завтра – вниз поедем на санках!

6 января

Утро начинается с Мессы. После опять удивляемся фантазии поляков в оформлении вертепа. Изображён целый город.

Планы на сегодня – катание на лыжах. Я кататься не собираюсь, поэтому думаю, куда себя деть. В своей лени оказываюсь не один. Ира, аристократичная девушка из 20-х годов прошлого века – в длинной юбке, пальто и шляпке с вуалью, тоже имеет другие планы. Но сначала надо спуститься вниз. Сверху слышится боевой клич, к нам подъезжает на саночном поезде отец Аркадий. Разбираем транспорт, делимся на экипажи и летим вниз.

Доехав, идём к прокату лыж. Прокат далеко, по пути останавливаемся в сувенирной лавке. Пока девчонки выбирают себе всякие красивые штуки, основная компания уходит и теряется за горизонтом. Пытаемся догнать, дорога, в принципе, одна, но их нигде нет. Принимаю решение взять всю вину на себя, если вдруг что… но ребята находятся, погеройствовать не удалось. Зато по дороге замечаю ресторан, в который очень хочется зайти, и подъёмник, на котором очень хочется покататься.

Лыжники примеряют инвентарь, мы ждём. Потом, понаблюдав первые попытки подняться на гору, эстеты (Ира и я) уходят.
Сначала бежим в новенький и огроменный храм Петра и Павла. Потом добираемся до того самого ресторана. Фляков в меню нет, и слава Богу (как потом оказалось). Подкрепившись и погревшись у огромного камина, двинули к подъёмнику. Вот тут начинается самое интересное. Время уже близится к вечеру, поэтому на самую верхнюю точку билеты не продаются. Берём билет туда-обратно до промежуточной стоянки.

Садимся, полетели. Сначала думаем, почему же тут нет никаких пристяжных ремней? Под нами примерно метров двадцать… Падать недолго, но, наверное, больно. Вцепились друг в друга, ухватились за боковые поручни. При этом пытаюсь фотографировать. Смотрим на спускающихся навстречу. Все они имеют перед собой защитный барьер, почему же у нас такого нет? Стараюсь опустить поручень, толкая его сбоку. Не получается… В конце концов додумался, что браться за него нужно спереди. Теперь мы в безопасности, можно спокойно наслаждаться открывающимися панорамами гор.

Наверху попили кофе и спускаемся (уже без приключений) вниз. Встречаем наших, голодных и счастливых, в забегаловке, потом все вместе опять поднимаемся домой.

Вставать в 3.30, спать всё равно не хочется. После ужина уходим небольшой компанией в комнату в конце коридора, ставим чайник, сидим и ведём разговоры о музыке. Вернее, о том, как наши мамы и папы ловили сквозь глушилки программу Севы Новгородцева на BBC, а польские мамы и папы совсем без глушилок слушали "Радио Люксембург".

7 января

Как и предполагалось, встаём в полчетвёртого. В 4.00 Месса в часовне. После этого завтрак на скорую руку, сбор недоеденного с собой в дорогу. Путь вниз оказался тяжелее пути наверх, может, просто потому, что не хочется уезжать. На автобусе – в Бельско-Бялу. Вновь садимся в поезд. Следующая остановка – Варшава.

В Варшаву сначала ехать не собирались, но, как уже говорилось, в Ченстохове появились непредвиденные доходы. Время ещё есть, виза пока действует.

В поезде используется интересный коммерческий приём. Предлагают чай-кофе:

- Ile to kosztuje?

- It's free.

А в следующий раз придётся заплатить 8-10 злотых за кофе и сникерс. В общем, нормальная практика. Это я к тому, что бесплатный кофе в первый раз пришёлся очень кстати.

Вылезаем из вагона на вокзале Warszawa wschodnia. Садимся на трамвай и едем к салезианцам. Интересная система – билет действует определённое время, поэтому задерживаться нельзя, быстро избавляемся от чемоданов и снова бежим на трамвай, чтобы не оплачивать проезд заново.

По дороге видим строящийся к грядущему чемпионату Европы по футболу стадион и Bazylika katedralna św. Michała i św. Floriana. Фотографирую из окна, старушка, сидящая рядом, подробно рассказывает о проплывающих мимо достопримечательностях.

Выходим в центре w pobliżu Zamku Królewskiego. Гуляем na Placu Zamkowym у Kolumny Zygmunta. Зашли do Bazyliki archikatedralnej św. Jana Chrzciciela. Спустились в крипт, где захоронен Станислав Август Понятовский – последний польский король и литовский князь. Его прах был перенесён туда из Питера, где он и умер, а питерцы, которых мы встретили в Кафедрале в Познани, рассказывали нам, что он там и сейчас. В том же крипте находятся могилы князей мазовецких, польских президентов, архиепископов варшавских, в том числе примаса Польши, кардинала Стефана Вышинского, а также писателя Генрика Сенкевича и итальянского художника Марчелло Бачиарелли.

Рядом с Кафедралом иезуитский Kościół Matki Boskiej Łaskawej, запоминающийся своими чугунными воротами (Drzwi Anielskie) с изображениями парящих ангелов и "оторванной" кисти руки внизу.

Выходим на Старый Рынок. Аниматор в костюме шляхтича зовёт нас зайти в ресторан. Нам пока не до еды, фотографируемся у заснеженной Сирены.

Со старого рынка спешим в Барбакану. По дороге видим Świętego Mikołaja на велосипеде. Уже дома, открыв Google Earth, я обнаружил, что велосипед на этом месте стоит даже летом. У Барбакана вежливо отказываемся от покупки сувениров, хотя продавец завлекает нас по-русски.

Выходим на Rynek Nowego Miasta и немного отогреваемся в Kościele Sakramentek. Зябко… европейская зима со своей влажностью… Следующая остановка – Kościół Nawiedzenia Najświętszej Maryi Panny на высоком берегу Вислы.

Вновь двигаемся через Rynek Nowego Miasta. Любуемся на грациозных каменных девушек, подпирающих своими причёсками своды здания суда. В качестве маяка – Katedra Polowa Wojska Polskiego с флагами Польши и Ватикана над фасадом. Перед собором вертеп с живыми овечками. Оттуда – к памятнику Małego powstańca.

Возвращаемся к Старому рынку и в его окрестностях заходим в кафе. Здесь наконец прислушиваюсь к рекомендациям отца Арека (кто не пробовал фляки, тот не был в Польше) и заказываю те самые фляки. Ну что сказать… не противно, но и не вкусно, бигос и прочие котлеты и бифштексы несравненно лучше. Но теперь я был в Польше.

Возвращаемся к салезианцам, забираем вещи. Один из местных священников приветствует нас:

- O! Znajome twarze!! Oglądałem w telewizji ciebie, ciebie i ciebie!

Чемодан – Трамвай – Вокзал – Тересполь!

Из поездки возвращаешься всегда немного грустным. Жаль расставаться с тем новым, что успел увидеть, жалеешь о том, что увидеть не успел. Пожалуй, второе всегда преобладает.


2013-01-22 ||| Дмитрий Бирюков

Поделитесь:

Для повышения качества обслуживания этот сайт использует cookie-файлы. Пользуясь сайтом Вы соглашаетесь на использование cookie в соответствии с текущими настройками браузера. Подробная информация о файлах cookie. Согласен